Закрытый корпус, что это и как это работает...
В далеком прошлом все начиналось именно с него... Это оформление являет собой самый простой способ наполнить автомобиль басом. В настоящее время ЗЯ(закрытый корпус) получил широкое практическое распространение, но, как бы то ни было, реальная эффективность работы сабвуфера в ЗЯ - не его преимущество. Сочетание низкоэффективного сабвуфера в низкоэффективном оформлении находит все меньше поклонников в современном мире жесткой конкуренции.
ЗЯ традиционно создаются как оформления для получения высококачественного звука, позволяя слушателю получать низкий бас. Но пик настройки такого ящика всегда высок и динамик находится в таких условиях, при которых его работа максимально затруднена. А это, в свою очередь, говорит о том, что единственной причиной, по которой вы слышите низкий бас, является относительно не большой салон автомобиля, дающий значительное усиление низких и сверхнизких частот. Чтобы увеличить отдачу сабвуфера в области ниже 40Гц(а этот материал есть практически в любом современном треке), нужно увеличивать объем закрытого корпуса, что позволит диффузору динамика увеличить ход, соответственно, лучше реагировать на более низкие частоты. Именно по этому многие производители искусственно рекомендуют делать ЗЯ малых объемов, тк не каждый динамик способен эффективно увеличивать ход без последствий. Как итог, ЗЯ существенно ограничивает область низких частот и представляет собой ограничитель производительности для Вашего динамика.
Ввиду того, что ЗЯ постоянно работает на сжатие\расширение, оказывая соответствующее давление на диффузор сабвуфера, движения последнего становятся не контролируемыми на некоторых частотах. Преимущество в качестве ЗЯ выливается в повышенную отдачу в области основного резонанса системы. Это увеличивает отдачу сабвуфера в определенном диапазоне частот, но не без последствий. Такому повышению сопутствует повышение искажений звука, в то же время, постоянная компрессия не дает диффузору реагировать на изменения музыкального материала достаточно быстро, создавая "жесткий" и "черствый" бас, свойственный скорее для мидбасового динамика, чем для сабвуфера. Не уверен, что это понравится.
Сабвуферы, подходящие для установки в ЗЯ.
Типичным является динамик с очень тяжелой подвижной частью и слабой магнитной системой. Именно такая характеристика сабвуфера позволяет добиться низкого баса в ЗЯ. Слабая магнитная система не сопротивляется сжатию\расширению воздуха в корпусе, позволяя получать хоть какую то отдачу с этого вида оформления, в то время, как тяжелая подвижная часть менее подвержена воздействию постоянного сжатия\расширения воздуха в корпусе.
Теперь у вас сабвуфер с тяжелой подвижной массой и слабой магнитной системой, плохо реагирующий на Ваш музыкальный материал - не лучший рецепт автомобильного "счастья". Такие системы заметно и очень значимо проигрывают при использовании эквалайзера или при увеличении подводимой мощности. Что же может сделать вещи еще хуже? - использование ЗЯ не достаточно большого объема. Имея далеко не самый лучший сабвуфер в далеко не самом лучшем оформлении, Вы получаете систему, работающую хорошо только при низких уровнях громкости. Если от этого Вы счастливы - то ЗЯ именно для Вас.