Думаю, рано или поздно каждый водитель сталкивается с этимя тремя согласными буквами - ДТП. Первое происшествие - так вообще, для некоторых просто шоковое состояние.
Одно из киевских изданий попросило подготовить меня небольшой материал о том, какие бывают ДТП и как следует действовать в той или иной ситуации. Надеюсь, форумчане откликнутся на эту статью и дадут свои комментарии. Вполне вероятно, кто-то в героях историй увидит себя. И, может быть, описанные ситуации позволят если не предупредить, так хотя бы собраться в экстренных условиях.
Ситуации на дороге
От дорожно-транспортных происшествий невозможно застраховаться. Даже если вы – классный водитель со стажем. С другой стороны, с каждым годом в Украине увеличивается количество автомобилей. А это значит, что в рядах водителей все прибывает и прибывает новичков, которые так и норовят оказаться сами и втянуть вас в дорожные приключения.
Старая еврейская поговорка гласит: «Все, что кончается деньгами, кончается хорошо». С успехом ее можно применить для различных ситуаций на дороге.
По сути, что такое дорожно-транспортное происшествие? Это – ситуация, в результате которой произошло столкновение и повреждение автомобилей. И, при этом количество транспортных средств, ставших участниками такого происшествия, может колебаться от одного до нескольких десятков.
Вариантов и причин, по которым может произойти ДТП, не так уж и много. Удобно будет разделить их условно на несколько групп и определить особенности каждой. Единственное, что не будет рассматриваться, так это аварии, произошедшие на нетрезвую голову их виновников. Это – тема для отдельной статьи.
По собственной неопытности и невнимательности
Такие происшествия, как правило, происходят с молодыми водителями в первые годы езды за рулем. Причины лежат на поверхности. Это – неопытность, недостаточный учет дорожной обстановки, порой, даже ощущение своего водительского «всемогущества».
Купив новенькую «Шкоду», моя приятельница стремилась аккуратно ездить и следить за техническим состоянием своего приобретения. Покупка состоялась поздней осенью, вскоре выпал первый снег, дорога была скользкой. Она вечером возвращалась с работы. Стояла на перекрестке, ожидая зеленого сигнала для поворота. И повернула. Аккурат в соседнее дерево. ДТП не существенное, слегка только помяла бампер. Потом, спустя годы, проезжая со мной мимо того места и всёсокрушалась: «И как меня угораздило столкнуться с деревом?» Просто, как говорят специалисты, не было учтено изменение погодных условий и, соответственно, дорожной ситуации. Машина традиционно резво газанула, тогда, как в скользкую погоду нужно трогаться плавно.
В происшествия по невнимательности чаще всего попадают молодые водители. Но и опытные иногда могут оказаться в таких ситуациях.
Павел уже год работал в такси. До этого пять лет управлял собственной «девяткой». Ему частенько приходилось видеть различные происшествия на дорогах. Бывало, и сам был участником таких ситуаций. Как-то раз он увидел голосующего у обочины пассажира. Чтобы к нему подъехать, Павлу нужно было на дороге с трехрядным движением, находясь в крайнем левом, перестроиться в крайний правый. Убедившись в отсутствии преград, он начал осуществлять маневр, держа курс на голосующего человека. И почти уже оказался в нужном ряду. Почти, потому что в это время в правом ряду несся «жигуленок». Избежать столкновения не удалось, но Павел постарался свести его к минимуму, плавно взяв левее. Итог: отсутствие боковых зеркал и слегка поцарапанные дверцы обоих автомобилей. Водитель, двигавшийся в правом ряду, ехал быстро. Павел, периодически глядя то в правое зеркало, то на свою «цель», пропустил момент, когда другой автомобиль оказался рядом, попав в так называемую «мертвую зону» - участки слева и справа от автомобиля, которые не охвачены зеркалами заднего вида. Кстати, часто подобные аварии происходят с участием легковых автомобилей и грузовиков. У последних эта «мертвая зона» значительно шире, нежели у небольших машин.
Когда другой водитель не прав
Абсолютно «чистые» происшествия по вине другого водителя, как правило, происходят на дорогах за пределами населенных пунктов, где можно разогнаться, расслабиться и… утратить бдительность. Чаще всего причина в превышении скорости и несоблюдении дистанции. О таких ситуациях говорят «не справился с управлением». В зависимости от опытности участников ДТП возможны различные последствия: от легкого шока до летального исхода.
Сергей всегда любил прокатиться «с ветерком». В этот раз выпала возможность отдохнуть несколько дней в Одессе. Недолго думая, он со свой девушкой погрузился в «Опель» и взял курс на юг. На море хотелось оказаться как можно быстрее, поэтому Сергей во всю давил на газ. Одесская трасса в большинстве своем – дорога с хорошим дорожным покрытием, можно ехать быстро, вот только разогнаться иногда на ней сложно: то и дело под ногами путаются разные «тихоходы». Подъехав на небезопасную дистанцию и сигналя фарами очередному такому водителю, чтоб дал дорогу, Сергей и не догадывался, чем это для него закончится. Впереди идущий автомобиль вдруг нажал на тормоз. Для того, чтоб избежать столкновения, Сергей также затормозил и вывернул руль вправо. Этого маневра на такой скорости оказалось достаточно, чтоб оказаться в кювете. Водитель другого автомобиля, наверное, так и не узнал о произошедшем. В аварии никто не пострадал, если не считать ссадин на коленках девушки Сергея.
В данном случае водитель впереди идущего автомобиля решил «проучить» моего знакомого. И ему это вполне удалось. Ведь из-за необходимости оформлять ДТП Сергею пришлось отложить купание в море на несколько часов.
Виноваты дороги
Ох уж эти ямы и ухабы! Водитель постоянно вынужден напряженно всматриваться в дорогу не только затем, чтоб учитывать маневры других участников движения, но и затем, чтоб не угодить в какую-то дорожную «ловушку». Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия частенько становится причиной ДТП. Происходит это, как правило, в темное время суток, при отсутствии освещения.
Алексей Степанович с удовольствием не первый год управлял своим «Рено». И маршрут, по которому ездил ежедневно, знал прекрасно. Утром он всегда старался выезжать заранее, чтоб быстро проехать к работе, не попадая в заторы. Вот и в этот день он отправился по привычному маршруту. Но его автомобиль умудрился угодить в яму на дороге, образовавшуюся после прошедшего накануне проливного дождя. В результате ему предстоит ремонтировать передок, восстанавливать бампер и рихтовать диски.
Обоюдка
С четким определением виновной стороны ДТП случаются не столь часто. Более распространена практика, когда в транспортных происшествиях каждый из участников вносит свою «лепту». Это происходит в силу различных обстоятельств. В том числе, и по причинам, которые уже разбирались выше. Как правило, в ситуациях обоюдной вины всем водителям – участникам ДТП, немного чего-то недостает: опытности или терпения, внимательности или вежливости. Степень вины каждого в дальнейшем определяет суд, в результате решения которого страховые компании выплачивают материальную компенсацию за лечение пострадавших и ремонт транспортных средств.
Наташа торопилась на важную встречу, поэтому вызвала такси. Она села в машину и вскоре оказалась… участником ДТП, в котором таксист и другой водитель не разъехались на перекрестке. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Но Наташе от этого легче не было – ей не только не удалось попасть на запланированную встречу, но пришлось проходить еще месяц с рукой в гипсе.
Куда бежать
Как бы там ни было, ДТП – это неординарная ситуация на дороге для всех ее участников. В это время преобладают эмоции, когда следовало бы присутствовать здравому рассудку. Далеко не все, тем более впервые попавшие в дорожное происшествие, знают, что нужно предпринимать. Поэтому, пожалуй, каждому водителю было бы неплохо иметь в бардачке некое послание самому себе, своеобразный алгоритм действий на случай ДТП.